Интервью В. М. Полтеровича
- Предстоящий Российский экономический конгресс - это первый в истории России подобный форум. Что Вы ожидаете от него?
- Я надеюсь, что РЭК станет крупнейшим событием в жизни российского сообщества экономистов-исследователей. В нем примут участие ученые со всех концов страны. Для представления на конгрессе потенциальными докладчиками подано более тысячи заявок. Сейчас идет процесс их рецензирования и отбора.
РЭК задуман как объединительный форум. Он соберет «под одной крышей» представителей всех школ и направлений. Мы стремились построить работу Конгресса так, чтобы стимулировать дискуссию между экономистами, придерживающимися полярных точек зрения. На мой взгляд, открытый диалог «дирижистов» и «рыночников» был бы чрезвычайно полезен и для нашей экономической науки, и для экономической практики. Это особенно важно для разработки стратегии выхода из кризиса и создания нового механизма экономического роста, в меньшей степени зависящего от экспорта природных ресурсов. Сейчас уже почти все согласны с тем, что такой механизм должен быть рыночным и в то же время обязан предусматривать активную государственную политику. Степень и методы государственного вмешательства - предмет расхождения. Здесь не следует рассчитывать на достижение консенсуса, но хотелось бы уменьшить разрыв, поскольку определенная степень общественного согласия - непременное условие успешного развития.
Должен сказать, что значительная часть разногласий носит идеологический, а не научный характер. Выявить это немаловажное обстоятельство - одна из целей открытой дискуссии. Крайние, «фундаменталистские» концепции обычно не выдерживают столкновения с фактами.
Конгресс, как я надеюсь, будет способствовать созданию единого экономического исследовательского пространства. Мы, российские экономисты, плохо знаем друг друга. Существует, например, небольшая группа «технически оснащенных» исследователей, использующих современный экономико-математический аппарат и, между прочим, активно публикующихся в западных журналах. Эти ученые мало известны не только широкой публике, но и значительной части российских экспертов, рекомендации которых не опираются на современный инструментарий. В результате страдают и те, и другие, и общество в целом. Далее, неплохо было бы чаще общаться столичным экономистам и ученым из регионов. Конгресс предоставляет возможность узнать о новых исследованиях коллег и завязать контакты. И, наконец, еще одна проблема, тоже связанная с темой разобщенности: необходимо обеспечить преемственность поколений, способствовать тому, чтобы молодежь, которой нам так не хватает, могла познакомиться с лучшими профессионалами. Именно с этой целью мы «встроили» в программу Конгресса молодежную конференцию. Мы ждем, что к нам поступит 250 -300 заявок на доклады от студентов и аспирантов из всех регионов России. Молодежь получит возможность не только послушать специалистов разных НИИ и университетов, задать им вопросы, но и быть услышанной, получить советы и рекомендации.
- Но объединение - это ведь не единственная задача Конгресса?
- Конечно, нет. Конгресс, как любая научная конференция, играет важную информационную роль, предоставляя возможность участникам узнать результаты исследований коллег и выслушать их комментарии о своей работе.
На Конгрессе будут представлены доклады по широкому спектру проблем, здесь встретятся экономисты, занимающиеся весьма разнообразной тематикой.
- Как в нашей стране, так и во всем мире, экономисты из разных областей знания, теоретики и практики, постоянно встречаются на различных конференциях, съездах, «круглых столах». В чем, по Вашему мнению, основное отличие Российского экономического конгресса от иных экономических форумов?
- На большинстве конференций подавляющее большинство участников придерживаются близких взглядов, а оппоненты, если и присутствуют, то в подавляющем меньшинстве. На нашем конгрессе будет представлен очень широкий спектр мнений. Для того чтобы диалог стал возможным, мы придумали довольно необычный для таких мероприятий формат.
Во-первых, мы отказались от пленарных докладов. Пленарных докладов не может быть много, а в наших нынешних условиях любой выбор пленарных докладчиков (кроме, возможно, очень авторитетных иностранных экономистов) почти наверняка вызвал бы трения. Поэтому в первый день мы решили провести более 20 круглых столов по очень широкому спектру экономических проблем. Для проведения каждого из них приглашены два или три известных специалиста по соответствующей проблематике, как правило, придерживающиеся разных взглядов. Каждый из приглашенных модераторов будет руководить сессией одинаковой длительности, на которой выступят приглашенные им докладчики. Руководители сессий одного круглого стола могут координировать свои действия друг с другом, но могут и вообще не вступать в контакт. А вот слушатели (включая молодежь!) получат возможность сопоставить разные концепции, уровень профессионализма и стандарты качества исследований, принятые в разных научных школах.
Аналогичную структуру имеют приглашенные секции. Их около 40, и каждая разделена на две или три сессии, как правило, руководимые представителями разных точек зрения.
Кроме круглых столов и приглашенных секций, мы предусмотрели также подачу заявок на проведение инициативных сессий и представление индивидуальных докладов, которые будут объединены в секции Программным комитетом.
Большинство российских конференций собирает исследователей, занимающихся достаточно узким кругом проблем. А мы, напротив, стремимся к возможно более широкому охвату тем и направлений экономического исследования, приглашаем экономистов, использующих самые разные инструменты анализа. Свежий взгляд со стороны тех, чьи научные интересы лежат в другой плоскости, может быть весьма полезен.
Мы позаботились о том, чтобы уменьшить конфликтность, но обеспечить взаимодействие. Очень важно, чтобы люди проявили активность, ведь многие наши проблемы происходят именно из-за пассивности.
- Какие, на Ваш взгляд, проблемы в российской экономике помог бы решить Конгресс?
- Мы не ставим задачи решить конкретные проблемы. Конгресс, прежде всего, - это площадка для дискуссии и источник информации для экономического сообщества.
Но, разумеется, многие доклады будут посвящены практическим проблемам и конкретным рекомендациям.
В связи с кризисом проблема создания механизма быстрого роста, который позволил бы избежать стагнации, вышла на первый план. В рамках Конгресса будет проведена «миниконференция», посвященная этой проблеме. В мае этого года был объявлен конкурс РГНФ на выполнение работ по проблемам выхода из кризиса, сейчас уже написаны соответствующие отчеты. В программе РЭК запланировано более десяти круглых столов, посвященных докладам исследователей, выигравшим гранты РГНФ. Каждая группа, проводившая исследование, доложит о своих результатах, специально приглашенные эксперты и другие участники дискуссии сделают свои комментарии. Мы надеемся, что таким образом будут выработаны рекомендации для принятия решений Правительством.
- Какие темы Конгресса для Вас особенно интересны?
Вопрос о том, как реформировать российские институты и экономическую политику, для того чтобы через 20 лет Россия из развивающейся страны превратилась бы в развитую.
Сейчас российский ВВП составляет 30% от американского уровня; в 1913 он составлял 28%. За прошедшие сто лет наше экономика развивалась, но отставание не уменьшилось. Мы по-прежнему отстаем от Америки более, чем в 3 раза, от Европы - примерно в 2,5 раза.
Важно построить механизм долгосрочного экономического роста. Для этого необходимо создать систему, в которой все элементы экономической жизни - макроэкономическая, промышленная, социальная политика, банки, институты развития и т.п.- были бы синхронизированы и работали в унисон.
Различным аспектам этой проблемы на Конгрессе будет посвящена значительная часть докладов.
- Виктор Меерович, Вы говорите об объединительной задаче Конгресса. Но ведь Конгресс продлится всего 5 дней. Разве столь масштабную задачу можно решить за столь короткое время?
- Разумеется, нет. Я лишь надеюсь, что Конгресс продвинет нас в решении этой проблемы. А работать над ней придется не один год. Объединение - одна из целей Новой экономической ассоциации. Более того, эта цель - подчиненная, а главное для нас - улучшить качество российских экономических исследований, образования и экспертизы. НЭА зарегистрирована в январе 2009 г. За это время мы приняли участие в организации
Вторых Международных Ялтинских чтений «Мировой экономический кризис» (5-7 мая 2009 г., Алушта, Украина), Первого всероссийского конгресса по эконофизике «Эконофизика, финансовые рынки, экономический рост» (3-4 июня 2009 г., Москва, ), VIII-го Международного симпозиума по эволюционной экономике «Эволюционная экономика и финансы: инновации, конкуренция, экономический рост» (18 - 20 сентября 2009 г., Пущино). Издали первый выпуск Журнала НЭА (№1-2), сейчас верстается второй выпуск (№ 3-4). Посмотрите на списки выступавших на этих конференциях, на состав редакции и авторов журнала, среди них немало известных экономистов, которые сотрудничают друг с другом впервые.
- Наверное, Вам и другим организаторам Ассоциации, Журнала и Конгресса пришлось преодолевать немало препятствий?
- Да, немало. Но сейчас мне хотелось бы сказать о другом. Наша Ассоциация - институт гражданского общества. И успех ее деятельности, включая Журнал и Конгресс, зависит от готовности экономистов тратить свое время и свои силы на достижение целей НЭА, а также от готовности бизнеса, правительства и всех членов общества поддерживать Ассоциацию - и материально, и морально. Так вот, что меня радует больше всего: растет число людей, готовых работать для Ассоциации и оказать нам поддержку, не преследуя при этом никакой материальной выгоды. Этот факт укрепляет нашу веру в успех и свидетельствует о том, что Ассоциация действительно нужна обществу.
Вернуться