Ассоциация

История коллективного выбора


Морис Салль

University of Caen, Каен

 

Опубликовано в "Журнале Новой экономической ассоциации", 2010, N 8

Профессор Морис Салль выступил 27 октября 2010 г. на общемосковском научном семинаре «Математические ме­тоды анализа решений в экономике, бизнесе и политике» и рассказал об истории коллективного выбора. Морис Салль - основатель Общества по коллективному выбору и нормативной экономике и одноименного журнала. С 2011 г. М. Салль будет президентом Общества.

 

Процедуры голосования известны с ан­тичных времен. Проблема коллективных ре­шений появляется в «Жизнеописаниях» Плутарха, а в письмах Плиния Младшего речь идет о возможностях манипулирования при го­лосовании, т.е. получении более выгодного ре­шения избирателя, который показывает свои истинные предпочтения. Иногда в связи с исто­рией коллективного выбора упоминают тру­ды выдающихся философов Средневековья - Раймунда Луллия1 (ок. 1235-1315) и Николая Кузанского2 (1401-1464). Но всерьез мож­но говорить о родоначальниках теории кол­лективного выбора, начиная с французского Просвещения и его блистательных представи­телей Жана Шарля де Борда (1733-1799) и мар­киза Кондорсе (1743-1794). Ж.-Ш. де Борда стал членом французской Академии наук, ког­да ему было всего 23 года. В 1770 г. он написал о проблеме голосования: «Обычный метод про­ведения выборов имеет дефекты, если в них участвуют три или более кандидата». Его ра­боту «Записка о выборах посредством голосо­вания» (1781) следует считать первым в мире исследованием по теории политической эко­номии (в современном смысле этого слова). На выборах во французскую Академию наук метод Борда использовали с 1784 по 1800 г.

Для Жана Антуана Никола Кондорсе, заразившегося интересом к теории голо­сования от своего коллеги по Академии Ж.-Ш. де Борда, изучение этой проблемы ста­ло делом жизни. Жизнь и деятельность этого знаменитого французского математика и поли­тического деятеля достойны описания и изу­чения. Когда ему было 25 лет, за выдающиеся заслуги в математических исследованиях он был принят в члены Академии наук. Будучи дру­гом Вольтера и Тюрго, молодой математик под их влиянием заинтересовался общественными науками. В 1785 г. он опубликовал труд «Эссе по применению вероятностного анализа при­нятия решений по большинству голосов». Кондорсе построил пример, показывающий, что правило простого большинства может при­водить к неразрешимым парадоксам. Приведем этот пример. Пусть группа из трех избирателей оценивает три альтернативы x, y и z. Для перво­го избирателя x предпочтительнее, чем y, а y предпочтительнее, чем z (и, тем самым, x пред­почтительнее, чем z ). Условно это обозначает­ся как x > y > z. Для второго и третьего изби­рателя предпочтения выглядят как z > x > y и y > z > x соответственно. Если считать, что для общества в целом одна альтернатива более предпочтительна, чем другая, когда это соотношение имеет место для двух избирате­лей (т.е. простого большинства), то из указан­ных индивидуальных предпочтений мы полу­чим следующее коллективное предпочтение x > y > z > x, т.е. для общества x предпочти­тельнее, чем y, y предпочтительнее, чем z, а z, в свою очередь, предпочтительнее, чем x .

Этот результат называют парадоксом Кондорсе. Значительное число исследований было предпринято с целью предложить новые правила, позволяющие избежать таких пара­доксов. Среди ученых, внесших свой вклад в эту область, можно выделить Чарльза Доджсона3 (1832-1898), известного своими книгами о при­ключениях Алисы под псевдонимом Льюис Кэрролл. Его перу принадлежат памфлет «Точ(еч)ная динамика партийной болтовни» (1865) и брошюра «Принципы парламентско­го представительства» (1884). Подробно исто­рию этого периода в развитии теории коллек­тивного выбора описал Дункан Блэк (начиная с работ Борда, Кондорсе, Лапласа, Нансона, Гальтона и Доджсона). Еще одним источником теории коллективного выбора являются тру­ды Иеремии Бентама, разработавшего филосо­фию утилитаризма, и Дэвида Юма.

Непосредственный импульс развитию теории коллективного выбора дали дискус­сии 1930-1940-х годов по проблемам рыноч­ного социализма и экономики благосостоя­ния (А. Бергсон, П. Самуэльсон) и особенно книги К. Эрроу (1951, 1963), Э. Даунса (1957), Д. Блэка (1958), Дж. Бьюкенена и Г. Таллока (1962), М. Олсона (1965) и У. Нисканена (1971). Именно так оформилось это самостоятельное направление экономической науки.

Нобелевский лауреат 1972 г. Кеннет Эрроу в своей книге «Коллективный выбор и индивидуальные ценности», вышедшей в 1951 г., переформулировал и решил зада­чу голосования в иных терминах. Вместо того чтобы рассматривать конкретные правила, К. Эрроу сформулировал условия, которым, казалось бы, должна удовлетворять любая раз­умная процедура голосования. Затем он попы­тался описать явно процедуру, которая должна удовлетворять этим условиям, и получил нео­жиданный результат - условия оказались несо­вместными. Этот результат, часто называемый парадоксом Эрроу, или теоремой о невозмож­ности, стал основополагающим для теории голосований.

Другим источником развития теории коллективного выбора оставалась экономиче­ская теория благосостояния, в том числе рабо­ты Артура Пигу. Эффект Пигу (Pigou effect) - один из элементов рыночного механизма, спо­собных возвращать экономическую систему, вышедшую из равновесия, обратно в это состо­яние. Лайонел Роббинс с позиции экономиче­ского либерализма выступил против кейнси­анской программы усиления государственного вмешательства.

Следующий важный этап (1945-1970) в развитии теории коллективного выбора свя­зан с использованием методов теории игр. В 1952 г. была опубликована работа Кеннета Мэя, который построил аксиоматику правила относительного большинства. В конце XX в. одним из крупнейших представителей этой школы стал Амартия Сен (лауреат Нобелевской премии 1998 г. «за вклад в экономическую тео­рию благосостояния»).

К сожалению, тесные рамки семинара не позволили проделать более подробный экскурс в исто­рию. Однако после своей лекции проф. Салль любез­но согласился дать небольшое интервью Журналу Новой экономической ассоциации, которое удачно дополнило его выступление.

- Когда и как вы начали заниматься теори­ей коллективного выбора?

Салль: Я заинтересовался теорией кол­лективного выбора в 1966 г., когда еще учил­ся в университете. Серьезно работать я начал с 1970 г. Большое впечатление на меня про­извела превосходная работа Амартии Сена «Коллективный выбор и социальное благосо­стояние». Я начал свои исследования с при­менения теории игр к моделированию инди­видуальных предпочтений. Эти задачи стали основной темой моей докторской диссерта­ции (1974). В процессе работы я начал пере­писку с коллегами из разных стран.

- Кто из этих коллег стал вам наиболее близок?

Салль: С Прасантой Паттанаиком (Prasanta Pattanaik) я встретился в 1975 г. на Всемирном конгрессе Эконометрического общества в Торонто. Он стал моим другом и соратником по организации Общества коллективного выбора и изданию журнала «Коллективный выбор и общественное бла­госостояние» (Social Choice and Welfare). В 1980 г. была созвана I Международная конфе­ренция по социальному благосостоянию.

- Именно тогда возникла идея создать Общество коллективного выбора?

Салль: Не совсем. Сначала мы ста­ли мечтать о журнале. Дело в том, что веду­щие общеэкономические журналы не очень охотно печатали работы по нашей тематике. Статьи лежали в портфелях журналов без дви­жения или вообще отклонялись, потому что наше направление не считали центральным. С 1982 г. мы с Паттанаиком активно обсужда­ли необходимость собственного международ­ного журнала, обращались к издательствам. Было очень нелегко убедить издателей, но, в конце концов, нам это удалось. Одно из самых известных и уважаемых научных издательств мира - Шпрингер - пошло нам навстречу. И в 1964 г. вышел первый номер научного жур­нала «Коллективный выбор и общественное благосостояние». Примерно с этого времени начались международные конференции, сна­чала еще нерегулярные. В 1988 г. в Валенсии мы решили, что такие конференции следует проводить регулярно: раз в два года.

- Как вам удалось сочетать многочисленные обязанности университетского профессора с такой активной организационной работой?

Салль: Если быть до конца откровен­ным, то я надеялся, что найдутся желающие взять на себя организацию журнала и конфе­ренций. Но, как известно, инициатива наказу­ема. Года через три я понял, что придется все делать самому. С 1990 г. я занимаюсь организа­цией регулярных конференций.

-  С этого и началось формирование Обще­ства?

Салль: Не совсем так. Журнал был очень дорог. Ученые не могли себе позволить купить его на собственные средства. Издательство объяснило нам, что по законам Германии оно не может предлагать специальные условия частным лицам. Но это было возможно для обществ или ассоциаций. Так появилось наше Общество и доступные для его членов цены на журнал. Я вошел в состав редколлегии вместе с Э. Муленом (Herve Moulin) и другими коллега­ми. На первой встрече Общества в 1992 г. при­сутствовало 4 нобелевских лауреата. К. Эрроу и А. Сен уже были лауреатами, а Д. Харсаньи и Р. Майерсон стали ими в 1994 и 2007 г. соот­ветственно.

- Говорят, чтобы получить Нобелевскую премию по экономике, нужно жить долго. Желаю вам и вашим коллегам долголетия и появления в ваших рядах новых лауреатов. Кстати, если речь зашла о долголетии, не стареет ли ваше Общество? Появляется ли молодежь?

Салль: Мы боялись, чтобы наше направ­ление не превратилось в клуб стариков, но, слава Богу, приток молодых талантливых уче­ных очень велик. На каждой нашей конферен­ции появляются новые талантливые молодые ученые. Велик и поток статей в наш журнал. Если в первом номере было всего 84 страницы, то теперь объем публикаций - 1400 страниц в год. Если некоторое время назад присылали по 50-60 статей, то сейчас - более 200.

- Можно ли сказать, что именно Франция лидирует в этой области знаний?

Салль: Нет. Наверное, с учетом того, что в США работают ученые со всего мира, то лидерами являются американские университе­ты. Много представителей Испании, Турции, Индии. Больше стало и российских ученых.

- А могли бы вы рассказать о почетной награде для молодых ученых?

Салль: У нас существует специаль­ная награда для молодых ученых, которым не старше 40 лет (Social Choice and Welfare Prize). В 2002 г. эту награду первым полу­чил М. Джексон (M. Jackson). Вот про него я с уверенностью могу сказать, что он дол­жен стать нобелевским лауреатом. Кроме него, лауреатами нашей премии стали за эти годы Ф. Маникет (F. Maniquet), Д. Дугган (J. Duggan), Т. Сёнмез (Tayfun Sőnmez), К. Лист (Christian List), Ф. Дитрих (Franz Dietrich) и М. Флербай (M. Fleurbaey). Цель этой премии - отметить выдающиеся дости­жения молодых ученых в области коллектив­ного выбора и экономики благосостояния. При вручении премии на конференции лау­реат читает часовую лекцию. Кстати, в этом году наша юбилейная X конференция про­ходила в Москве. Я хочу выразить благодар­ность от имени участников конференции в адрес Высшей школы экономики, которая организовала эту конференцию. У меня это вызвало особенное восхищение, поскольку я на собственном опыте хорошо знаю, как это трудно.

- Такая оценка особенно лестна. Позвольте еще раз поблагодарить вас за выступление на семи­наре и выразить уверенность, что читателям наше­го журнала будет чрезвычайно приятно и интерес­но ознакомиться с этим интервью.

 

Перевод с английского и проведение интервью - Ю. Яновская

1 Raymundus Lullius, Ramon Lull (лат.).

2 Настоящее имя Николас Кребс (нем. Nicolaus Krebs, Chrifftz , лат. Nicolaus Cusanus).

3 Lewis Carroll (англ.), настоящее имя Чарльз Лю́твидж До́джсон, Charles Lutwidge Dodgson.

 

 




Вернуться
© НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (New Economic Association)
При любом использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Последнее обновление cайта - 13.03.2025

Контакты